Панюкова, С. А. Репрезентация образа Аркаима в пользовательской среде (на примере ресурса "Яндекс дзен") / С. А. Панюкова, Т. Б. Исакова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2021. – Т. 1. – № 4(36). – С. 151-158. –
DOI 10.51965/2076-7919_2021_1_4_151.
Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что научно-популярный сегмент контента в российской интернет-среде не всегда построен на корректных данных и способен провоцировать у аудитории негативные эффекты - порождать мистификацию, вводить в заблуждение и создавать некорректный образ обсуждаемого феномена. В данном исследовании анализируются содержательные, жанровые и форматные особенности пользовательских публикаций об археологии на примере Аркаима (архитектурного памятника эпохи средней бронзы). Посредством конкретного археологического феномена рассматриваются особенности его репрезентации для массовой аудитории. Цель статьи заключается в анализе содержания, формы, составных элементов, достоверности и иных характеристик пользовательских публикаций на платформе «Яндекс Дзен» об археологии, в частности о феномене Аркаима. Данное исследование поможет определить пользовательские запросы и реакцию аудитории на контент, связанный с темой Аркаима. Ведущими методами исследования выбраны ручной контент-анализ и машинный семантический анализ, которые позволяют определить общие значимые тенденции при обработке значительного объема публикаций. Посредством данной работы выявлены основные тенденции в репрезентации феномена Аркаима в российской пользовательской среде. Можно отметить, что авторов платформы Аркаим интересует прежде всего, как археологический памятник, но кроме того пользователи проявляют интерес к его «мистическим» свойствам и туристическому потенциалу. Авторы и аудитория «Яндекс Дзена» склонны поддерживать псевдонаучные теории и мистификацию вокруг Аркаима, что прослеживается в текстах постов и комментариях под записями. Также в статье подробно рассматривается, посредством каких жанров и форматов авторы рассказывают об Аркаиме и какие публикации пользуются особым интересом у аудитории. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу контента об археологии и Аркаиме, в частности. А также в практической деятельности авторов, освещающих данную тематику в своих публикациях, для улучшения качества контента и повышения к нему пользовательского внимания.